Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ (далее - Программа) разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, а также в части, формируемой участниками образовательных отношений методическим пособием «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет» Е.Янушко. – М.: Теревинф, 2007 и направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей дошкольного возраста (от 1,5 до 3 лет) в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие,
- физическое развитие.
Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Цели и задачи реализации программы
Программа — стратегия психолого - педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
Цель реализации программы – обеспечение выполнения требований ФГОС ДО.
Основными целями МБДОУ по реализации программы являются:
- выполнение требований ФГОС дошкольного образования в части организации обеспечения образовательного процесса, ориентированного на достижение ребёнком целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования;
- обеспечение развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей;
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
- максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной, восприятия художественной литературы и фольклора.
Задачи:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в т.ч. эмоционального благополучия;
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений самим с собой с другими детьми, взрослыми и миром;
5. Объединения обучения воспитания в целостный образовательный процесс на основе нравственно –патриотических и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей ЗОЖ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка;
7. Формирование социокультурной среды, соответствующей особенностям детей;
8. Обеспечение вариативности, разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможностей формирования программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей, и состояния здоровья детей.
9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей;
10. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания Программы и программ начального общего образования
Задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части, формируемой участниками образовательных отношений:
- Дать импульс к развитию активной речи детей.
1.3. Принципы и подходы к формированию ООП ДО
Принципы и подходы реализации основной части программы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. С. 7-9.
Принципы и подходы реализации части программы, формируемой участниками образовательных отношений: «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет» Е.Янушко. – М.: Теревинф, 2007. С. 9-13.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы, значимые для разработки и реализации программы характеристики, характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста, планируемые результаты ее освоения.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической. Формы, способы, методы и средства реализации Программы. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. Способы и направления поддержки детской инициативы. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы.